При этом у жителей Донецка, Макеевки, Горловки и не только на территории России остались знакомые, друзья, близкие и дальние родственники. Прекратилось ли общение и что повлияло на родственные и дружеские связи между россиянами и жителями Украины – узнавал сайт «Сегодня».
«Телевизора насмотрятся и пересказывают»
На оккупированных территориях отношения с российскими друзьями и родственниками можно назвать смешанными и неоднозначными. «Когда три года назад у нас были захваты зданий, убийства, отжим – друзья из-под Воронежа звонили нам и поздравляли, мол, все, Донецк будет в России. Потом к ним летом поехали первые беженцы из Донецка. Правда, не под Воронеж, а куда-то на Урал, их туда направили пограничники. Воронежцы по-прежнему звонили, ужасались, как мы тут живем. Потом звонки прекратились, потому что на вопрос «Как жизнь?» мы рассказывали, как у нас жизнь: бедность, война, абсолютное бесправие. Они не верили, но я на примерах им объяснила: цены в магазинах – заоблачные, зарплаты – копеечные. Те ужаснулись, сказали, что таких зарплат у них даже в сельской глубинке нет, а цены действительно выше, чем в среднем по России. Ну и звонить перестали. А ведь мы с ними на Евро-2012 вместе на «Донбасс Арене» за Украину болели, гимн пели и нашим флагом махали. И ни о чем плохом тогда не думали», – рассказала свою историю дончанка Виктория.
Житель Макеевки Геннадий поведал, что общается с российской родней потому, что родственные связи для него важнее политических. «Правда, они всегда начинают объяснять мне, что у меня здесь происходит. Телевизора насмотрятся и пересказывают. Я им говорю: «Да все не так!» – а они обижаются. Мол, телевизор не врет, а я смеяться начинаю. Конечно, «не врет». До сих пор я им припоминаю, как в их программе «Время» ведущая рассказала, что «бендеровцы» ходят по Донецку и помечают крестами дома русскоговорящих граждан. Это в апреле 2014-го было, сам видел и слышал по Первому каналу», – говорит Геннадий.
В большинстве своем дончане уверяют, что россияне так же одурманены пропагандой, как и жители так называемой «ДНР». Те же, кто не смотрит телевизор и предпочитает получать информацию из первых рук, имеют другую точку зрению, отличную от остальных.
В большинстве своем дончане уверяют, что россияне так же одурманены пропагандой, как и жители так называемой «ДНР». Те же, кто не смотрит телевизор и предпочитает получать информацию из первых рук, имеют другую точку зрению, отличную от остальных.
«Мой друг живет в Подмосковье. У него небольшой бизнес по строительству, он довольно умный товарищ. Телевизор не смотрит лет 10 уже. Когда мы с ним общаемся, он довольно трезво смотрит на вещи, не пытается мне навязать точку зрения «старшего брата». Говорит, что властям РФ выгодно содержать такую кровавую рану у своих границ как оккупированный Донбасс и манипулировать им. Людям в России, по большому счету, все равно, что у нас тут происходит. У них своих проблем – выше крыши, там не так радужно живется, как нам в Донецке расписывали. А вот мой друг еще сказал, что из их городка к нам поехали чуть ли не все асоциальные элементы – алкоголики, нищие, бывшие «зэки». Правда, почти никто не вернулся», – отметил житель Донецка Константин. По его словам, жители России за три года изменили риторику: если в 2014-м действительно виновником всех бед считался американский президент Барак Обама, то сейчас таких явных противников еще не назначено. «Пока обходятся пространным словом «либералы», которое лепят куда надо и куда не надо и которые виноваты во всем – и в низких зарплатах, и в природных катаклизмах», – пояснил дончанин.
«Нужно было потерпеть»
Молодежь в России, по словам 25-30-летних дончан, так же считает виновной в конфликте на Донбассе российскую власть, а не народ.
«В Белгороде живет моя двоюродная сестра. Она рассказывает, что у них та же беда, что и у нас: бабушки и дедушки, ностальгирующие по СССР, буквально делают «политику партии». При этом живут в нищете, но все равно с пылающим взором признаются в любви к Путину и требуют вернуть пионерию в школы. Они не понимают, что всего лишь инструмент в руках властной верхушки. Так же как и у нас стариков использовали в качестве картинки под названием «Народ Донбасса требует самоопределения», – говорит студентка вуза Юлия. – У них культ личности – точно такой же как и у нас. Есть те, кто за Захарченко (так называемый «глава «ДНР», – Авт.) чуть ли не умереть готов».
Обижает дончан и полное непонимание жителями России происходящего в Донецке. Так, частная предпринимательница Ирина Осипова, переехала из Новоазовска в Краматорск почти три года назад, как только боевики заняли ее родной приморский город. Женщина говорит, что до войны в соседний Таганрог к родственникам ездили на все праздники. Теперь же общение свелось практически к нулю.
«Мы с сестрой выросли в Новоазовске, там наши родители похоронены. Но она вышла замуж и переехала к супругу в Таганрог, а я осталась в родном городе, – делится женщина. – Когда город захватили, мой магазин неподалеку от рынка разнесли пьяные боевики. Я пыталась жаловаться, но в ответ мне посыпались только угрозы, дескать, если буду еще рот раскрывать – очень пожалею. В итоге, мы с мужем и детьми были вынуждены бросить все и уехать к его родственникам. Когда сестра узнала, что мы перебрались в Краматорск – очень сильно удивилась. Мол, как же, там же русскоязычных притесняют и бесчинство вокруг. Я пыталась ей объяснить, что настоящее бесчинство происходит в Новоазовске, а вовсе не подконтрольной территории Украины, но она почему-то не поверила, сказала, мол, что я преувеличиваю. Аргументы, что разграбили мой магазин и мне угрожали, сестра почему-то сразу отбросила – сославшись, что даже если это произошло – это исключительный случай и нужно было потерпеть».
По словам женщины, последний раз с сестрой она общалась год назад. «Тогда наше общение закончилось ссорой на пустом месте. Причем почему-то сестра начала во всех бедах обвинять нас – жителей Донбасса – дескать, Россия вынуждена помогать региону, вот поэтому у них и работы дома нет, и цены высокие. Я даже не знаю, что в их головах сломалось такого за три года, что так можно поссориться на старости лет из-за ничего. Тем более мы же ничего не сделали, мы просто жили и строили свое будущее… пока не пришла война. Обидно, что россияне теперь нас винят в своих же бедах. Хотя у нас ведь причин винить их власть – гораздо больше. Забрали Крым, а на Донбасс пришла война», – делится переселенка Ирина Осипова.